Моя методическая тема, над которой я работала последние пять лет звучит так: : «Технология развития интереса к биологии средствами современных технических средств обучения». Удовлетворенность учебным процессом я изучала с помощью методики Е.В. Коротаевой. По этой методике я определяла количество детей в процентах, удовлетворенных учебным процессом по разным предметам и в том числе и по биологии. Данные за последние три года показывают явный и постоянный рост удовлетворенности учащихся изучением биологии. |
|
На первом графике показана динамика удовлетворенности изучением биологии учащихся нынешних 10-х классов. Я начала работу с ними в 2003-2004 учебном году, т.е. в 9 классе. За время моей работы с этими учениками их удовлетворенность биологией, как учебным предметом выросла на 71,3%. |
|
|
С учащимися 11 классов я работаю четыре года, поэтому их удовлетворенность биологией, как учебным предметом выше – 97%. |
|
Для диагностики уровня выраженности интереса к учебным предметам, в том числе к биологии, я использовала модифицированную методику А.Е. Голомштока «Карта интересов». Модификация была проведена Новосибир-ским педагогическим институтом в 1988 г. По этой методике выделяют 5 уровней выраженности интересов:
• 1 уровень (до 10 баллов) – недифференцированный интерес,
• 2 уровень (11 – 14 баллов) – результативный учебный интерес,
• 3 уровень (15 – 19 баллов) – процессуально-содержательный интерес,
• 4 уровень (20 – 24 балла) – учебно-познавательный интерес,
• 5 уровень (25 – 30 баллов) – преобразующий интерес. |
|
На круговой диаграмме показано количество учащихся 10-х классов в процентах по уровням выраженности интереса к биологии. Большинство учащихся имеют учебно-познавательный интерес к биологии. |
|
|
На столбчатой диаграмме показана динамика развития интереса к биологии учеников 11 классов за 4 года обучения. |
|
Важно отметить тот факт, что количество учащихся предпочитающих биологию как учебный предмет выше (95% против 94%) в том 10 классе, где я использую не только видеотехнику, но и компьютерные обучающие программы. Качественная успеваемость в этом классе так же выше, чем в контрольном. Оба класса относятся к профильным и примерно равны по интеллектуальному уровню, но в 10 «а» (математический профиль) я использую из ТСО только видео-технические средства, а в 10 «б» (информационный профиль) кроме видео-средств использую компьютерную технику. |
|
В этих двух диаграммах показана динамика роста успеваемости за год учащихся одного и того же класса за три года и результаты экзаменов по биологии за последние три года. |
|
Экзамены по биологии |
|
Уменьшение количества учащихся выбравших экзамен по биологии в 2002 учебном году объясняется тем, что в этом году у меня сдавали экзамен только учащиеся 11-х классов, а девятиклассники обучались у другого учителя. |
|
|
Результаты экзамена по биологии. |
|
Олимпиады по биологии:
2000 г. – 10 класс 1 место, 9 класс 3 место.
2001 г. – 11 класс 1 место.
2002 г. – 10 класс 1 место.
2003 г. – 9 класс 2 место, 10 класс 3 место.
2004 г. – 10 класс 3 место, 11 класс 2 место.
2005 г. – 9 класс 1 место, 11 класс 2 место (первое не присуждали).
|
Результаты деятельности педагога-психолога |
За время моей работы психологом в школе №5 были получены следующие результаты: |
|
как у отдельных учеников, так и в среднем по школе улучшилась школь-ная адаптация и возросла учебная мотивация, многие учащиеся улуч-шили свое поведение и отношение к учебе; |
|
|
динамика учебной мотивации положительно коррелирует с динамикой про-цесса школьной адаптации (дезадаптации) учащихся; |
|
|
Большинство учащихся, с которыми проводилась психолого-педагогическая работа, улучшили личностные характеристики, например, возбудимые стали более спокойными и уравновешенными, а застенчивые - более активными и уверенными в себе. |
|
|
• психологическое консультирование школьников ориентировано на подростков и старшеклассников, консультации имеют различное содержание и касаются как проблем профессионального и личностного самоопределения школьника, так и различных аспектов его взаимоотношений с окружающими людьми;
• консультирование педагогов по проблемам обучения поведения или межличностного взаимодействия конкретных учащихся или ученических групп, при подготовке к родительскому лекторию или родительским собраниям, а также при подготовке к педагогической аттестации;
• консультирование родителей ориентировано на информирование родителей о школьных проблемах ребенка, организации эффективного детско-родительского общения, для получения дополнительной диагностической информации о ребенке, для психологической поддержки родителей. |
|