Главная цель технологии: развитие интереса к изучению биологии, как важного условия повышения качества школьного биологического образования.
На основании этой цели я поставила следующие задачи:
- Увеличить количество учащихся старших классов с хорошо сформированным и устойчивым интересом к изучению биологии в школе.
- Повысить удовлетворенность учащихся старших классов учебным процессом при обучении биологии в школе.
- Повысить качество обучения биологии в старших классах.
Способы реализации цели и задач:
Для реализации этих задач я использую блочно-модульную систему обучения, элементы проблемного обучения и современные технические медиасредства обучения (ПК с проектором и интерактивной доской).
Модульная система организации учебно-воспитательного процесса посредством укрупнения блоков теоретического материала и значительной экономии времени предполагает:
- снижение перегрузки,
- развитие интереса к учению,
- положительно влияет на развитие мышления и формирование мировоззрения учащихся.
Учебные элементы блока-модуля:
В программу учебного модуля отбираются учебные элементы, которые, будучи представлены в целом и во взаимосвязи, образуют логическую структуру:
1. Вводная лекция
2. Тематические лекции
3. Семинар
4. Зачет
Лекция должна отвечать ряду требований:
- Научное содержание
- Доступное и последовательное изложение
- Использование наглядных пособий и ТСО
- Продолжительность 25 - 40 минут
- Активизация познавательной деятельности учащихся (составление плана, конспектирование, ответы на вопросы, решение проблемы и др.)
Формы семинарских занятий:
- Беседа.
- Дискуссия.
- Конференция.
- Деловая игра.
Выступления на семинаре учат школьников доказательно высказывать свои суждения, на практике применять свои знания и умения, анализировать ответы товарищей.
Структура семинара:
- Ведение – вступительное слово учителя, постановка задач, знакомство с планом проведения занятия.
- Выступления учащихся (презентационные сообщения по заданным темам).
- Дискуссия (обсуждение по вопросам семинара).
- Подведение итогов – анализ сообщений учащихся и оценка их участия в дискуссии, обобщение материала, выводы).
Зачет.
Итоговая проверка знаний, завершающая изучение тематического блока-модуля может проводиться на обобщающе-повторительном уроке в форме зачета.
Устная проверка обычно сочетается с письменной и практической.
Письменная проверка знаний может быть проведена с помощью тестов, заданий со свободным ответом и задач.
Ожидаемые результаты:
-
Увеличение количества старшеклассников с хорошо сформированным и устойчивым интересом к изучению биологии в школе.
- Рост удовлетворенности учащихся старших классов учебным процессом при обучении биологии в школе.
- Рост качества обучения биологии в старших классах.
Диагностика результатов педагогической деятельности
-
Удовлетворенность учебным процессом я изучала с помощью методики Е.В. Коротаева. По этой методике я определяла количество детей в процентах, удовлетворенных учебным процессом по разным предметам и в том числе и по биологии.
- Для диагностики уровня выраженности интереса к учебным предметам, в том числе к биологии, я использовала модифицированную методику А.Е.Голомштока «Карта интересов». Модификация была проведена Новосибирским педагогическим институтом в 1988 г. По этой методике выделяют 5 уровней выраженности интересов:
- 1 уровень (до 10 баллов) – интерес не выражен,
- 2 уровень (11 – 14 баллов) – слабо выраженный интерес,
- 3 уровень (15 – 19 баллов) – средне выраженный интерес,
- 4 уровень (20 – 24 балла) – хорошо выраженный интерес,
- 5 уровень (25 – 30 баллов) – устойчивый, ярко выраженный интерес.