Школьная психодиагностика имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. Психодиагностические данные необходимы:
- для описания социально-психологического статуса школьника;
- для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психологическом самочувствии
- для выбора средств и форм психологического сопровождения школьников.
Виды диагностических исследований:
а) групповые и индивидуальные обследования учащихся для отслеживания психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития;
б) групповые и индивидуальные профориентационные исследования;
в) подготовка учащихся младших классов на МПК.
Методическое обеспечение
№ |
Предмет
исследования |
Методики |
Применение |
Возраст
учащихся |
1 |
Умственное развитие. |
матрицы Равена, ШТУР, тест Кеттелла |
групповое, индивидуальное |
1 – 11 классы |
2 |
Учебная мотивация и школьная адаптация. |
мотивационная анкета, тест Мехрабиана.
|
групповое, индивидуальное |
1 – 11 классы |
3 |
Школьная тревожность. |
тест Филлипса |
групповое, индивидуальное |
подростки |
4 |
Состояние агрессии. |
опросник Басса-Дарки (адапт.Цукерман) |
групповое, индивидуальное |
подростки |
5
|
Оценка самоконтроля в общении. |
тест М.Снайдера |
групповое, индивидуальное |
подростки |
6 |
Характерологические особенности, личностные свойства. |
тест Кеттелла (CPQ, HSPQ, 16PF), тест Айзенка |
индивидуальное |
2 – 11 классы
8 лет и старше |
7 |
Эмоциональное состояние, стресс |
тест Люшера (восьмицветный) |
индивидуально |
1 – 11 классы |
8 |
Интересы и склонности |
Карта интересов (модифицированная методика А.Е.Голомштока) |
групповое, индивидуальное |
подростки |
9 |
Социально-психологический климат в коллективе |
Экспресс-методика
О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто |
групповое |
подростки |
10 |
Отношение к учебным предметам |
методика оценки интереса к учебным предметам Е.В. Коротаева. |
групповое |
подростки |
11 |
Ценностные ориентации |
методика
М. Лукьяновой. |
групповое |
подростки |
12 |
Память и внимание |
различные |
индивидуально |
1-11 кл. |
Диагностические исследования провожу, для того чтобы узнать какие особенности психики ребенка мешают ему успешно усваивать учебный материал, для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении и развитии. Для психологических исследований подбираю такие методики, которые занимают меньше времени, простые и доступные в обработке и анализе, так удается больше времени уделять для работы по результатам исследования, т.е. для консультаций и психокоррекционных занятий.